Перевозка негабаритных и тяжелых грузов

Негабаритный груз (англ. Oversize cargo) — это такой груз, весогабаритные параметры которого превышают допустимые при транспортировке размеры и установленные правилами дорожного движения нормы. Другими словами, негабаритный размер — это такой размер груза, который невозможно поместить в стандартное транспортное средство. 

Предельно допустимые габариты, масса и осевые нагрузки для автотранспорта в Российской Федерации, разрешенные к проезду по автомобильным дорогам без специального разрешения. 

Официальная формулировка, используемая в регулирующих документах и инструкциях, — «крупногабаритный и/или тяжеловесный груз», но в профессиональной сфере, среди логистов и транспортных компаний, для подобных грузов применяется определение «негабаритный груз». 

В широком смысле определение негабаритного груза включает целый комплекс требований к передвижному составу, пропускной способности (состоянию дорожного покрытия) и ограничению транспортных сетей, а также безопасности груза, так как возможности транспортировки таких негабаритных грузов могут ограничиваться размерами и грузоподъёмностью мостов, размерами тоннелей, наличием ж/д переездов, линий электрических передач и связи и даже погодными условиями и сезоном года

 

 

Предельно допустимые габариты, масса и осевые нагрузки для автотранспорта в Российской Федерации, разрешенные к проезду по автомобильным дорогам без специального разрешения.

Регулирующие документы перевозки негабаритных грузов автотранспортом 

Главный государственный орган, регулирующий порядок перевозок негабаритных грузов - Федеральное дорожное агентство Росавтодор. 

 

Основные документы, регулирующие перевозку негабаритных грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации: 

  • Правила дорожного движения 
  • Правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272) 
  • Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 15 января 2014 г. N 7 г. Москва). 

Согласно правилам дорожного движения (ПДД) и правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, перевозка грузов должна производиться транспортным средством с размерами, не превышающими 2,55 м в ширину, 20 м в длину (включая прицеп) и 4 м в высоту от проезжей части с учётом груза. Общая масса автопоезда вместе с грузом не может превышать: 

Для одиночных автомобилей: 

  • двухосного - 18 тонн 
  • трехосного - 25 тонн 
  • четырехосного - 32 тонны 
  • Для автопоездов: 
  • трехосного - 28 тонн 
  • четырехосного - 36 тонн 
  • пятиосного и более - 40 тонн 
  • шестиосного и более - 44 тонны 

В случае, если хотя бы один весогабаритный параметр автопоезда с грузом превышает указанные, для проезда такого автопоезда требуется специальное разрешение и/или специальный пропуск. Проезд без такого спецразрешения грозит штрафом до 500 000 рублей для юридических лиц[3], а также отправкой автопоезда на штрафстоянку до устранения причины задержания. 

 

Ниже приведен список нормативных актов, регулирующих перевозки негабарита автомобильным транспортом по России и краткие комментарии по ним. 

 

Правила дорожного движения о перевозках негабаритных грузов. 

Лишь некоторые особенности перевозки негабаритных грузов регламентируются Правилами дорожного движения РФ. В них говорится про проблесковые маячки, опознавательные знаки, скорость движения негабарита, свес (выступ за задний и боковые габариты). Остальные моменты перевозки негабарита, согласно ПДД, регламентируются специальными правилами. О них речь пойдет ниже. 

Федеральный закон и правила перевозок грузов автотранспортом 

Основной нормативный акт, касающийся автомобильных перевозок негабарита - Федеральный закон №257-ФЗ, который в главе 5, статье 31 регулирует, как следует перевозить негабарит по автодорогам РФ. В этом законе говорится о том, что: 

  • для перевозок КТГ по автодорогам требуется спецразрешение; 
  • порядок выдачи утверждается правительством РФ; 
  • маршрут должен быть согласован с владельцами автодорог; 
  • должен быть возмещен ущерб, который рассчитывается владельцами автодорог. 

На основании права, определенного этим законом, правительство утвердило Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Они утверждены постановлением №272 от 15.04.11. В них даются определения, среди которых нужные негабаритчику: 

  • тяжеловесный груз; 
  • крупногабаритный груз; 
  • делимый груз. 

Также в приложениях к этим правилам даются числовые нормативы, по которым определяется, является ли груз «негабаритным» .

 

Спецразрешение на негабаритный груз

Образец международного разрешения на перевозку крупногабаритного и/или тяжеловесного груза автомобильным транспортом 

 

Порядок оформления

 Образец межрегионального разрешения на перевозку крупногабаритного и/или тяжеловесного груза автомобильным транспортом 

Регламент выдачи спецразрешений на негабаритные грузы определяется документом под названием "Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов" (утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 24 июля 2012 г. N 258 г. Москва). 

 

Типы спецразрешений

 Спецразрешение бывает двух видов: 

  • на международные перевозки; 
  • на межрегиональные перевозки.

 

Межрегиональные спецразрешения

 В случае, если маршрут проходит по двум или более субъектам Российской Федерации, оформляется межрегиональное спецразрешение. Его можно оформить на срок до 3х месяцев, на 10 поездок (с возможностью прописать в маршруте "и обратно с грузом"). Межрегиональные разрешения оформляются в одном из тридцати трех Управлениях дорожного хозяйства РФ (Упрдор) или в их филиалах. Список управлений можно найти на сайте Росавтодора. Подать заявку на получение такого разрешения можно лично или также через портал "Госуслуги". В какой именно Упрдор нужно подавать заявление, зависит от начальной точки маршрута. 

 Денежные расходы по оформлению спецразрешений

Стоимость оформления специального разрешения - госпошлина в размере 1600 рублей (с 01.01.15; до этой даты 1000 р.), уплачиваемая по реквизитам, предоставляемым органом управления дорожного хозяйства. 

 Отдельно оплачивается ущерб, наносимый дорогам автотранспортом, чья общая масса с грузом и/или осевые нагрузки превышает допустимые. Величина ущерба рассчитывается специалистами управления дороги по специальной формуле и зависит от величины превышения нормативов, длины маршрута, типа дорог, типа транспортного средства. Величина ущерба за превышение осевых нагрузок сравнительно выше, чем ущерб за превышение предельной общей массы. Это связано с тем, что дороги разрушаются больше именно под воздействием точечного давления на пятно соприкосновения с дорогой. Если даже большая общая масса распределена на большое количество осей - дорожное покрытие страдает меньше. 

 

Также, при проследовании "высокого" негабаритного груза (с превышением установленного ограничения по высоте - 4,0 м) по населенным пунктам, возможно потребуется согласование с организацией, заведующей энергохозяйством и/или электротранспортом населенного пукнкта. В случае, если груз слишком высокий и существует опасность повреждения контактно-кабельной сети, требуется сопровождение автопоезда специальным транспортом - "вышкой", предоставляемым энергохозяйством. "Вышка" едет вместе с автопоездом и приподнимает провода в тех местах, где мог быть контакт.

Знак «Негабаритный груз»

 

Знак "Негабаритный груз" 

Знак «Крупногабаритный груз» представляет собой металлический или пластиковый щит со световозвращающим покрытием размером 40х40 см с чередующимися по диагонали красными и белыми полосами шириной 5 см. Обязательность наличия световозращающего покрытия на знаке диктуется потребностью снижения рисков ДТП в тёмное время суток. 

Также могут быть использованы наклейки «Негабаритный груз» аналогичных размеров — 40х40 см. 

Знак предназначен для обозначения транспортного средства, осуществляющего перевозку негабаритного (крупногабаритного или тяжеловесного) груза, также для повышения его видимости на дороге и предупреждения остальных участников дорожного движения о возможной опасности. 

 

Требования к водителю при автотранспортировке негабаритных грузов

 Перевозка негабаритного груза представляет собой сложный и в некоторых случаях опасный процесс, поэтому существует ряд требований, предъявляемых к водителю и процессу грузоперевозки в целом, например: 

  • груз должен быть размещён таким образом, чтобы не ухудшать и не ограничивать обзор водителя 
  • груз не должен негативно влиять на устойчивость используемого транспортного средства, то есть должен быть закреплён по всем правилам безопасности и не должен провоцировать опрокидывание транспорта во время передвижения 
  • груз не должен затруднять управление транспортным средством 
  • груз не должен препятствовать восприятию сигналов, подаваемых водителю участниками дорожного движения, не должен загораживать светоотражатели, опознавательные знаки, осветительные устройства и другие приборы 
  • груз не должен производить шумы и другие звуковые помехи, не должен поднимать пыль при транспортировке, вредить дорожному покрытию и окружающей среде 
  • во время движения водитель обязательно должен осуществлять контроль размещения, крепления и состояния перевозимого груза. 

 

Организация автоперевозки негабаритного груза

Если груз по своим параметрам выходит за габариты транспортного средства, то есть выступает сзади и спереди на 1 м или сбоку на 0,4 м (40 см), то на автомобиль должен быть установлен специальный опознавательный знак «Крупногабаритный груз». 

 В некоторых случаях автоперевозка груза требует организации сопровождения перевозки. 

 

До 1 июля 2014 года действовали следующие правила: 

Перевозка негабаритного груза должна быть организована силами транспортной компании, если груз имеет следующие параметры: 

  • длина транспортного средства с грузом более 24 м, но менее 30 м; 
  • ширина транспортного средства с грузом более 3,5 м, но менее 4 м; 

Перевозка негабаритного груза должна сопровождаться представителями автодорожной инспекции, если груз имеет следующие параметры: 

  • длина транспортного средства с грузом более 30 м; 
  • ширина транспортного средства с грузом более 4 м. 

С 1 июля 2014 года, в связи с вступлением в силу приказа Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7 , устанавливающего Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, вводятся следующие мероприятия по организации перевозок негабаритных грузов: 

 

52. Для обеспечения безопасности при перевозке крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов и информирования других участников дорожного движения о его габаритах, перечисленных в таблице "Обязательные условия использования автомобилей прикрытия" (приложение к настоящим Правилам), необходимо использование автомобилей прикрытия. 

 

53. Автомобиль прикрытия должен двигаться: 

1) перед транспортным средством: 

на безопасном для движения расстоянии (с учетом установленной скорости движения), уступом с левой стороны по отношению к транспортному средству, перевозящему крупногабаритный и (или) тяжеловесный груз, таким образом, чтобы его габарит по ширине выступал за габарит сопровождаемого транспортного средства с информационным светоотражающим или

световым табло, указанным в пункте 56 настоящих Правил, обращенным вперед; 

с развернутым устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций при высоте транспортного средства с грузом или без груза свыше 4,5 метра; 

2) позади транспортного средства с информационным светоотражающим или с внутренним освещением табло, указанным в пункте 54 настоящих Правил, обращенным назад. 

Использование автомобиля прикрытия позади транспортного средства необходимо также в случаях, когда свес груза за задний габарит транспортного средства составляет более четырех метров независимо от прочих параметров транспортного средства с грузом. 

 

54. Автомобиль прикрытия должен: 

1) иметь светоотражающие желто-оранжевые полосы; 

2) быть оборудован: 

  • двумя проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета (допускается применение проблесковых маячков, конструктивно объединенных в одном корпусе); 
  • информационным светоотражающим или световым табло желтого цвета размером один метр на 0,5 метра с текстом "БОЛЬШАЯ ШИРИНА", "БОЛЬШАЯ ДЛИНА", выполненным из световозвращающей пленки синего цвета с высотой шрифта 14 см; 
  • устройством для определения высоты искусственных сооружений и других инженерных коммуникаций. 

Проблесковый маячок устанавливается на крыше транспортного средства или над ней. Способы установки проблесковых маячков должны обеспечивать надежность их крепления во всех режимах движения и торможения транспортного средства. 

 

55. Информационное светоотражающее или с внутренним освещением табло должно устанавливаться на крыше или над ней автомобиля прикрытия за проблесковым маячком по ходу движения и использоваться в целях дополнительного информирования участников дорожного движения о габаритных параметрах транспортного средства: 

  • при ширине транспортного средства с крупногабаритным грузом свыше 3,5 метра - "БОЛЬШАЯ ШИРИНА"; 
  • при длине транспортного средства с крупногабаритным грузом более 25 метров и при одновременной ширине не более 3,5 метра - "БОЛЬШАЯ ДЛИНА"; 
  • при ширине транспортного средства с крупногабаритным грузом свыше 3,5 метра и одновременной длине более 25 метров на автомобиле прикрытия, следующим впереди, - "БОЛЬШАЯ ШИРИНА", а на автомобиле прикрытия, следующим позади, - "БОЛЬШАЯ ДЛИНА". 

Сколько автомобилей прикрытия необходимо - описывается в таблице - приложении к Правилам: 

 

Примеры негабаритного груза

 Перевозка хаусботов перед спуском на воду 

К негабаритным грузам, как правило, можно отнести различного вида оборудование, спецтехнику, строительные конструкции и т. п., например: 

  • яхты; 
  • катера; 
  • буровые вышки; 
  • газовые турбины; 
  • паровые котлы; 
  • карьерные экскаваторы; 
  • подъёмники; 
  • другие крупные предметы, отличающиеся особенными размерами, формами и весом.

Мы готовы выполнить для Вас:

 

1.     Перевозка мостовых однобалочных и двухбалочных, козловых и консольных кранов, траверсов и остального кранового оборудования;

 

2.     Перевозка металлоконструкция различной сложности;

 

3.     Перевозка дорожно-строительной техники (экскаваторы, самосвалы, траншеекопатели, перевозка погрузчиков, буровые установки и т.д.);

 

4.     Перевозка яхт, катеров;

 

5.     Перевозка свай, гаражей, вагончиков;

 

6.     Перевозка сельскохозяйственной техники(комбайны, опрыскиватели, трактора и т.д.)

 

7.     Перевозка производственного оборудования (в т.ч. трубопрокатные станки, индукционные печи, деревообрабатывающие станки, фрезерные и многофункциональные станки, бетонные заводы, кристаллизаторы);

 

8.     Перевозка резервуаров для пищевой промышленности;

 

9.     Перевозка котельного оборудования;

 

10.  Перевозка промышленных процессов;

 

11.  Перевозка блочно-модульных конструкций;

 

12.   Перевозка электротехнического оборудования (трансформаторы, электростанции, оболочки);

 

13.   Перевозка емкостей для нефтеперерабатывающей промышленности, цистерн, бочек и т.д.;

 

14.   Перевозка компонентов для ветрогенераторных установок.

 

Отправить заявку на расчет перевозки:

 

Организация 

Контактное лицо* 

Телефон* 

Дата исполнения заказа* 

Маршрут* 

Информация о грузе* 

Пожелания 

Поля, отмеченные знаком *, являются обязательными для заполнения!

 

 

ПРИКРЕПИТЬ ЧЕРТЕЖИ И/ИЛИ ФОТО ГРУЗА

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Рассчитать стоимость